Во время Петрова поста 9 июля кадеты ВПК «Георгиевский» побывали в очередной поездке. В этот раз наша поездка была в Чернянский район село Холки. Так совпало, что в этот день все православные христиане почитают Тихвинскую икону Божей Матери.
Село Холки расположено на живописном берегу реки Оскол. По-разному объясняют ученые и краеведы, происхождение названия села Холки. Одни считают, что оно получено от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием меловым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, по утверждениям местных жителей, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток. Первые упоминания о древнерусском поселении Холковское городище датируются XI-XIII в.в., как о пограничной крепости Черниговского княжества. Жителями городища Холки были не только древние русичи, но и потомки алано-болгар.
По одной из научных версий в этих местах произошла встреча дружин князя Игоря Святославовича и дружины князя Трубчевского и Курского Всеволода в 1185 году перед походом на половцев. Этот поход русских воинов нашел яркое отражение в выдающемся памятнике отечественной литературы - "Слово о полку Игореве.
Главная достопримечательность Холок - подземный монастырь с его таинственными пещерами, которые по своему архитектурному и планировочному решению напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры, и являются замечательным памятником истории и архитектуры начала XVII века.
Свято-Троицкий Холковский монастырь — единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области
Располагается на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок
Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее.
Мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году как наземный, с деревянным храмом, перестроенным позже заново и освящённым во имя Преображения Господня. После 1650 г. монастырь называется официально Преображенским. Первый настоятель наземной обители — инок Геласий. Патриарх Филарет благословил их грамотой. В переводе на современный русский из неё следует, что на Холковское городище съезжаются с Дону «казаки и всякие люди», а храма близко нет.
«И аз смиренный Филарет, Патриарх Московский и всеа Русии, Николского чорного попа Геласея благословил: велел ему на тот храм лес готовить, и воздвигнути храм во имя Николы Чудотворца… а поставити тот храм выбрав место высокое», – указывает патриарх.
В 1638 году у монастыря появляется собственная охрана от татарских набегов – донские и оскольские казаки, которых посылает оскольский воевода Иван Ржевский.
Ко временам царя Алексея Михайловича Холки превратились в настоящую крепость. Русские монастыри, по сути, ими и являлись. Вспомним неприступные стены Троице-Сергиевой лавры.
В 1983 и 1985–87 годах учёные из Института археологии РАН и Воронежского государственного университета провели на месте крепости раскопки. И датировали её появление гораздо раньше – около Х–ХI веков. Нашли жилые и хозяйственные постройки, погребения, множество предметов быта и вооружения. Крепость использовалась как опорный пункт русскими князьями в борьбе с половцами, предположили исследователи.
В 1653 году царь
Алексей Михайлович
дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на
безоброчное
владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки
Холок.
В 1659 году Холковский монастырь полностью разорили татары. И повелел его восстановить не кто иной, как государь Пётр I вместе с соправительствующим братом Иоанном.
С Холками связано даже имя Стеньки Разина. В 1670–1671 годах строителем монастыря числился чёрной поп Феодосий, в миру Фёдор Андреев. Он был духовным наставником знаменитого мятежника. И даже соучастником в его делах.
«У Стеньки де Разина отец духовной был чорной поп Феодосий, а ныне он живёт в Яблоновском уезде в Холкове монастыре в строителях… И тот де старец всякие воровские Стеньки Разина замыслы ведал… и по Черкаскому городку с ним, Стенькою, хаживал с кинжалы», – значится в документах разрядного приказа из Российского госархива древних актов.
Тем не менее за прежние заслуги царь Алексей Михайлович повелел взять Феодосия, «сковать руки и ноги, и скована весть к Москве с великим береженьем». 14 декабря 1671 года чёрный поп Феодосий был расстрижен «и с Патриарша двора отослан за караул на Мстисловской двор». Там он сгинул в пучинах истории.
В 1757 году была возведена деревянная
часовня
перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему
белгородской засечной черты.
Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 г. по приказу императрицы Екатерины II монастырь был упразднен. Причиной закрытия монастыря была нехватка денег в казне. Монастырь налогов не платил, а содержать его было дорого. Входы в пещеры были засыпаны, строения разрушены, владения монастыря - земли, леса – Екатерина раздала своим приближенным. С 1764 г. службы для прихожан проводились в наземном Покровском храме, оставшемся от упразднённого монастыря, а нижняя пещерная церковь была заброшена. Главный Преображенский храм монастыря был разобран для перестройки незадолго до закрытия обители, но так и не построен заново.
В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся.
На 150 лет наступило запустение, про пещеры постепенно забыли.
В начале 19 века очередной настоятель Преображенского храма Вячеслав Александрович Васильчиков услышал от местных жителей легенду, что где-то здесь есть пещерный храм. Не поленившись, он съездил в Курск в архивы и нашел подтверждение существования монастыря. В 1905 году были начаты поиски пещер, и к 1917 году они были найдены.
В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид.
14 октября, в праздник
Покрова Богородицы
состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
В декабре 1999 года решением
Священного Синода Русской православной Церкви
Cвято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.
Постепенно расширился Свято-Троицкий пещерный храм. На меловых стенах появились резные иконы, ещё одна пара колонн и дополнительное пространство для молящихся в западной части храма.
15 ноября 2005 года по случаю 1040-летия победоносного окончания
похода
князя Святослава
против
Хазарского каганата в результате которого князь Святослав освободил Русь от хазарского ига и укрепил союз славянских племён, рядом с монастырем была открыта
монументальная скульптура Великого князя Киевского
работы скульптора Вячеслава Клыкова.
Вячеслав Клыков поставил свою тринадцатиметровую скульптурную группу в Холках, поскольку северная граница Хазарского каганата проходила приблизительно в тех краях. Скульптор изобразил киевского князя Святослава Игоревича верхом. Его конь попирает упавшего воина, который держит в руке щит. На щите изображена "звезда Давида" (Звезду Давида со щита поверженного хазарина стёрли, во избежании национальных проблем).
Князь Святослав в 964-965 годах успешно воевал против хазар и разорил их крупнейшие города - Саркел на Дону и Итиль на Нижней Волге. Вопрос об иудейском вероисповедании хазар в науке не решен. Считается, в каганате уживались несколько религий, и возможно, приближенные правителя - кагана - действительно приняли иудаизм на рубеже 8-9 веков. Во всяком случае "звезда Давида" как символ иудеев тогда еще не существовала, самое раннее упоминание о ней (под названием "щит Давида") содержится в рукописи начала 12 века.
Приехав в монастырь, ребята спустились в подземный храм на праздничную службу. Все кадеты были в монастыре в первый раз и по окончании службы все дружно пошли на экскурсию. Пройдя по подземному храму ребята узнали о жизни монахов. Оказывается спали они на ложах, выточенных в меловой породе, не раздеваясь, в сапогах. Икона, лампадка, четки, сено, немного воды - вот и все, что было в их кельях. Полная аскеза. Жизнь монахов проходила почти в полной темноте — коридоры и кельи освещались лишь коптилками. И всё же иноки время от времени выходили на свет божий для выполнения хозяйственных работ.
Cтоячие монахи давали обет ни разу за всю оставшуюся жизнь не присаживаться и не ложиться. Они стояли днем, а ночью приковывали себя цепями к стене, которые удерживали их в вертикальном положении, не позволяя в то же время упасть во сне.
Но самая трудная участь была у монаха затворника. Его келья закрыта со всех сторон и отделена от коридора лишь узкой щелью для передачи пищи и воды. Затвор — высший церковный подвиг, и того, кто решается на него, фактически замуровывают заживо. Человек живёт в холодных стенах, без какого-либо общения, и остаётся наедине до самой смерти. Постелью ему служит гроб, который он заранее берёт с собой в келью.
По окончании экскурсии все дружно пошли на обследовать монастырскую территорию. Поднялись по лестнице на самое высокое место к Храму Святого Равноапостольного Князя Владимира. Затем посетили Храм Донской Иконы Божьей Матери, где помолились у Чудотворной Иконы Казанской Божьей Матери. Которой насчитывается не одна сотня лет.
Хочется сказать огромное спасибо за участие и помощь в поездке самому активному родителю наших кадетов - маме Алферова Артура Елене, которая поддерживает во всех мероприятиях.








|